Консультации

Речевая готовность детей к школе


Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

-строить сложные предложения разных видов;

-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

-находить слова с определенным звуком;

-определять место звука в слове;

-составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;

-членить слова на слоги (части) ;

-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.

-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

-драматизировать небольшие произведения;

-уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;

-иметь представления о сезонных явлениях природы;

-знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей в данный период времени- проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Консультация
«Как заниматься с детьми дома» 

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.
• Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность
выполнения
им упражнений артикуляционной гимнастики.
• «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель»
и т.п.).
• Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших
пластмассовых
игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д.
(или хотя бы картинки)
• Разрезные картинки из двух и более частей.
• Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка
должно стать
коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе
подготовки
к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.)
Заведите дома
большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
• Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин
и другие
материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д.
• Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.
Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься.
Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать дошкольника. Важно помнить,
что основная
деятельность детей – игровая.
Все занятия должны строиться по правилам игры!
Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или
в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с
малышом.
Редкий ребенок будет сидеть на месте и впитывать знания.
Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий
обязательно проявится.
Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Ежедневно
проводятся:
• игры на развитие мелкой моторики,
• артикуляционная гимнастика,
• игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,
• игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и
артикуляционной гимнастики. Не переутомляйте ребёнка! Не перегружайте информацией!
Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые
занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно
проводить по дороге домой.
Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут
Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать
никакую
информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь
каждый ребенок
индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже
совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не
привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо
прекратить или прервать на некоторое время.
Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть
несколько
страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте
ребенку вопросы по тексту.
 «Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на
вечер перед сном.
Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое
вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед
сном становится любимым занятием ребёнка – ведь еще 15-20 минут можно
пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.
Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической
темой недели.
Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова,
оторванные от изображения.
Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в
натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками.
Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших
губ, запоминает их.
Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания
дошкольника, хвалите
даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения
слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого
слова. Однако, если логопед уведомил вас о том, что в данный момент те или иные
звуки автоматизируются в речи, особо пристально следите за правильностью
закрепляемых звуков, добивайтесь чёткого и правильного произнесения.
Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от
вашей фантазии.
Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в
том виде, в каком они будут предложены вам.
Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов

Комментариев нет:

Отправить комментарий